Информационное общество, 2016 год, выпуск 2
Ключевые слова и аннотации
Человеческий капитал как фактор развития информационного общества
КОНОПАЦКАЯ Екатерина Андреевна, СВЕЧНИКОВА Наталья Юрьевна
Статья посвящена исследованию взаимообусловленности процессов развития человеческого капитала и информационного общества. Сформирована авторская система показателей, построены эконометрические модели развития человеческого капитала и информационного общества в регионах Российской Федерации. Кроме того, авторами проверена гипотеза об интенсификации процессов экономического роста и развития человеческого капитала во взаимосвязи с процессами развития информационного общества.
Ключевые слова: информационное общество, человеческий капитал, верификация модели, эконометрическое моделирование, нелинейная регрессия.
ВЛИЯНИЕ КОНВЕРГИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТИП МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГОРБАЧЕВА Анна Геннадьевна
На основе анализа процессов изменения мышления человека утверждается, что в настоящее время формируется новый образ – «человек кликающий». Рассматривается специфика мышления на примере действий людей, включенных в интерфейс «человек-машина», в рамках которого исследуется влияние конвергирующих технологий на поведение человека и процесс «жизненного аутсорсинга» – перераспределения функций между ним и техническим устройством. Вводятся принципы, на которых, как предполагается, базируется новый тип мышления и действия «человека кликающего». Описывается схема, редуцирующая привычное представление о мыслительном акте человека до схемы, сводящей его к акту удовлетворения потребности.
Ключевые слова: конвергирующие технологии, жизненный аутсорсинг, знание-доверие, знание-рецепт, принцип редукции, потребность, «человек кликающий».
Поведение пользователей интернет-источников массовой коммуникации
ШПАК Евгений Алексеевич
Современные массовые коммуникации перестают осуществляться исключительно через СМИ. С появлением социальных сетей, с одной стороны, произошло упрощение процесса массовой коммуникации, с другой – сформировались новые возможности воздействия на общественное мнение. Поведение пользователей социальных сетей изучается в рамках социологии, политологии и маркетинговых исследований. На основе анализа поведения пользователей таких сетей автор делает вывод, что социальные сети могут стать эффективным инструментом информационного влияния для органов власти.
Ключевые слова: социальные сети, формирование общественного мнения, коммуникации, поведение пользователей.
Интернет-среда цифрового культурного наследия: информационно-правовой аспект
ШАПОВАЛОВА Галина Михайловна
В статье рассматриваются проблемы сохранения и права доступа к цифровому культурному наследию в интернет-среде. Отмечается важность мирового опыта и межгосударственного партнерства в сфере использования цифрового культурного наследия. Подчеркивается роль законодательного обеспечения, значение унификации национальных и международных стандартов в повышении доступности цифровых объектов культурного наследия.
Ключевые слова: законодательство, стандарт, цифровое культурное наследие, цифровой культурный контент, доступность цифрового культурного наследия, учреждения культуры, электронные библиотеки, информационные технологии, информационные системы, интернет, интернет-среда.
Этнофор на документальном экране: информационная база данных российских киноархивов
ДАШИБАЛОВА Ирина Николаевна
Статья посвящена проблеме обеспечения доступности для научного сообщества обширной источниковой базы кинодокументов по Бурятии, Иркутской области и Забайкальскому краю как историческим зонам проживания бурят. Создание электронного каталога киноисточников, репрезентирующих бурят, позволяет расширить методический арсенал визуальных средств, в том числе за счет картографического представления информации средствами ГИС, обучающих материалов и электронных энциклопедий. Специализированный онлайновый информационный ресурс и разрабатываемые программные продукты востребованы при создании других баз технотронных документов по схожей тематике.
Ключевые слова: этнофор, базы данных, кинодокументы, буряты, электронный каталог.
Порядок как ценность в текстах современных социальных медиа
КАМИНЧЕНКО Дмитрий Игоревич
В статье рассматривается значение социальных медиа применительно к сфере сознания. Автор изучает представленность ценности порядка, характерной для современного российского общества. Доказывается обоснованность и необходимость подобного поиска, осуществляется анализ полученных результатов. Делается вывод о том, что в рассмотренных текстах социальных медиа находят свое выражение некоторые аспекты сознания россиян, связанные с ценностью порядка.
Ключевые слова: социальные медиа, ценности, порядок, Твиттер.
Безопасность информационной радиосвязи на море
МАМАКОВ Александр Анатольевич, ПЕРЕРВА Лариса Михайловна
Обеспечение безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним – важная государственная задача. В условиях повышения интенсивности судоходства и ввода новых портовых мощностей, увеличения трафика судов, перевозящих опасные грузы, система информационной радиосвязи должна поддерживаться на должном уровне. Статья посвящена анализу проблем информационной безопасности применительно к морскому транспорту.
Ключевые слова: радиосвязь, информационная безопасность, судоходство.