Издается с 1989 г.

ISSN 1606-1330 (печ.)  ISSN 1605-9921 (эл.)

 

Информационное общество, 2017 год, выпуск 6

Ключевые слова и аннотации

Информационное общество и глобализация: проблемы идентификации
НАУМЕНКО Тамара Васильевна

Статья посвящена рассмотрению одного из аспектов важнейшей социологической и политологической проблемы периодизации и структуризации общества. Анализируется вопрос о критериях выделения информационного общества, о его соотношении с понятием глобального общества. Особое внимание уделяется взглядам Э. Гидденса и Ф. Уэбстера об обществе принципиально нового типа, его сущностных характеристиках. Выявлены противоречия в представлениях этих авторов об информационном обществе, проанализированы понятия индивидуации и индивидуальности, введенные Э. Гидденсом, а также его аргументация относительно глобальных процессов.
Ключевые слова: Э. Гидденс, Ф. Уэбстер, информационное общество, индивидуации, индивидуальности, глобализация, «ускользающий мир», национальные государства.

Гендерная дискриминация на рынке труда России и Японии
ДМОСАКОВА Елизавета Александровна

Информационное общество способствует развитию новых форм занятости, предоставляя женщинам возможности для более полноценной реализации на рынке труда и, следовательно, снижает степень гендерного неравенства в сфере трудовых отношений. В статье проводится сравнительный анализ дискриминации женщин на рынке труда России и Японии с учетом следующих факторов: уровень экономической занятости женщин, гендерный разрыв в заработной плате, уровень образования, возможности для совмещения женщиной профессиональных и семейных обязанностей. Обосновывается вывод о том, что в силу особенностей исторического развития и культурных традиций занятость женщин в России традиционно высокая, сопоставимая с мужской. В Японии данный показатель значительно ниже, что во многом обусловлено различиями в условиях занятости в зависимости от пола сотрудника. Показано, что в России и Японии гендерный разрыв в оплате труда почти одинаковый. Однако в России его значение варьируется преимущественно в зависимости от отрасли экономики и профессии, в Японии – от условий занятости. В статье доказывается, что в Японии, по сравнению с Россией, перед женщинами гораздо более остро стоит проблема выбора – семья и/или карьера. В случае, если предпочтение отдается карьере, японские женщины вынуждены отказываться от семьи и детей. В России законодательными мерами и мерами демографической политики создаются условия для совмещения женщиной семейной и профессиональной занятости.
Ключевые слова: рынок труда, женщины, уровень занятости, образование, заработная плата, отрасли экономики, индекс гендерного неравенства, повышение квалификации, семейная занятость, профессиональная занятость, цифровая экономика.

Цифровые платформы для исследований и разработок
ЕРШОВА Татьяна Викторовна, ХОХЛОВ Юрий Евгеньевич

В работе приводится концептуальная схема процесса цифровой трансформации и описывается роль цифровых платформ в реализации этого процесса, анализируются особенности текущего этапа развития цифровых платформ и платформенных компаний; особое внимание уделяется цифровым платформам для исследований и разработок. Предлагается подход к организации центра компетенций как оператора цифровой платформы, вокруг которой формируется экосистема из представителей науки, образования и бизнеса, заинтересованных в развитии и использовании цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, «сквозные» технологии, цифровая платформа, исследования и разработки, центр компетенций, экосистема цифровой платформы, платформенные компании.

Цифровая трансформация в регионах России: роль человеческого капитала
ШАПОШНИК Сергей Борисович

В статье представлены результаты эмпирического исследования роли человеческого капитала в развитии информационного общества и цифровой экономики в регионах России. Показано, что высокий уровень корреляции показателей человеческого капитала с уровнем использования цифровых технологий в регионах России является свидетельством важной роли знаний и навыков населения в процессах цифровой трансформации.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая трансформация, человеческий капитал, субъекты Российской Федерации, интегральные показатели, статистические методы, коэффициент корреляции Пирсона.

Российский технический вуз в международном информационном пространстве (на примере Пермского национального исследовательского политехнического университета)
ШЛЯХОВА Светлана Сергеевна

В статье анализируется интернет-присутствие крупного российского технического университета в международном информационном пространстве. Основой исследования стал мониторинг интернет-пространства стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки (потенциальные страны-доноры абитуриентов) по ключевым словам и тегам на языке исследуемой страны при помощи программы Premium Proxy Switcher, которая меняет IP-адрес на прокси и позволяет устанавливать любой из доступного списка прокси серверов. Результаты поиска с использованием программы идентичны результатам поиска пользователя интернета той или иной страны, что позволяет установить доступность информации о Пермском национальоном исследовательском политехническом университете в мировом информационном пространстве.
Ключевые слова: Пермский национальный исследовательский университет – ПНИПУ, рейтинги университетов, интернет-пространство, медиакоммуникации, рынок образовательных услуг, теги, образование в России.

Эталонная модель электронной библиотеки нового поколения для университета и бизнеса
ЛАПИДУС Лариса Владимировна, ПОГОДАЕВА Александра Игоревна, МУКАНИН Дмитрий Андреевич, МУКАНИНА Екатерина Игоревна

Одним из перспективных направлений развития сферы науки и образования в условиях цифровой экономики является создание устойчивых партнерских отношений с бизнесом и дальнейшее взаимодействие с целью создания электронных платформ. В статье представлена эталонная модель электронной библиотеки для университета и бизнеса, построенная с учетом возможностей новейших информационных технологий и ориентированная на инновационные ожидания потребителей услуг данного типа. В основу статьи легли результаты научно-исследовательского проекта «Разработка эталонной модели электронной библиотеки научно-технологической долины МГУ «Воробьевы горы» на основе методики оценки качества электронных услуг экономического факультета МГУ e-SQMSU» – победителя конкурса МГУ «Воробьевы горы» 2017 г. Эталонная модель отражает общую систему взаимосвязей и описывает внутреннюю архитектуру системы управления электронной библиотекой, роли и обязанности исполнителей на основе целевых показателей и стандартов, которые были выявлены в процессе проведения аудита качества комплексных электронных услуг и электронных платформ по методике е-SQMSU.
Ключевые слова: цифровая экономика, сфера науки и образования, партнерские отношения, университет, бизнес, коллаборация, электронные услуги, электронные платформы, электронная библиотека, электронно-библиотечные системы, инновационные ожидания потребителей, методика оценки качества электронных услуг / платформ e-SQMSU, аудит качества электронных услуг / платформ, архитектура системы управления электронной библиотекой.

Электронные дневники и журналы в школе в оценках учителей
ЕФИМОВА Галина Зиновьевна, Семенов Максим Юрьевич

В статье анализируется мнение учителей о внедрении и проблемах реализации в общем образовании информационных услуг, предоставляемых посредством информационно-коммуникационных технологий. На основе материалов социологических исследований, направленных на изучение социально-профессионального портрета современного российского учителя, авторы формулируют ряд рекомендаций, внедрение которых позволит повысить эффективность использования в школе электронных дневников и журналов.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, образовательные услуги, качество обучения, электронные дневники и журналы, конкурентоориентированная личность.

Обучение студентов иностранному языку на базе ИКТ
БУРИМСКАЯ Диана Валентиновна

В статье рассматриваются основные направления совершенствования обучения иностранному языку на базе информационных и коммуникационных технологий, включая оптимизацию организационных форм, методов и средств обучения; развитие личностно-ориентированного обучения, экспертизу педагогико-эргономического качества контента содержательно-предметной области; подготовку преподавателя иностранного языка в области применения ИКТ.
Ключевые слова: обучение иностранному языку на базе ИКТ, информационные системы (LMS, MOOC), содержательно-предметная область, формы, методы и средства обучения.