Издается с 1989 г.

ISSN 1606-1330 (печ.)  ISSN 1605-9921 (эл.)

 

Информационное общество, 2018 год, выпуск 3

Ключевые слова и аннотации

Ключевые компетенции для цифровой экономики
ЕРШОВА Татьяна Викторовна, ЗИВА Светлана Валерьевна

Обсуждается проблема переосмысления содержания образования в условиях массированной цифровой трансформации. Обосновывается необходимость дополнения базового профессионального или фундаментального образования надпрофессиональными навыками для успешной самореализации человека в быстро меняющемся и технологичном мире. Анализируются подходы к систематизации навыков, необходимых для цифровой экономики. Предлагается концептуальная схема развития таких навыков.
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, компетенции, навыки, компетентностный подход, цифровая экономика.

Не остаться на задворках истории: Россия и математическое образование в информационном обществе
МАЛАХОВ Вадим Александрович

В современном мире любая нация, желающая не отстать в развитии от своих соседей, должна обладать адекватной системой подготовки специалистов для новой цифровой экономики. Наиболее востребованным сейчас становится STEM-образование, в основе которого лежит математика. В статье проанализирован уровень математического образования и науки в России. Рассмотрены основные проблемы и меры государственной поддержки математического образования. Сделан вывод о необходимости плотной увязки мер по поддержке образования и мер по созданию комфортных условий для ведения бизнеса, созданию новых рабочих мест для молодых специалистов, повышению престижа профессии ученого.
Ключевые слова: математика, STEM, образование, университеты, школы, наука.

Прогностика Александра Панарина: трансцендентальные культурные категории и глобальный когнитивный континуум
БУНДИН Юрий Иванович

Культура как совокупное выражение исторического опыта цивилизационного развития в ее материальных и духовных формах, отражая традиционную систему ценностей, выступает ключевым элементом внесения человеческого измерения в механизм построения глобального когнитивного континиума. Потенциал культуры, бытующий в качестве априорных культурных категорий на уровне архетипов коллективного бессознательного, включенный в информационные процессы, обеспечивает единство оценок и согласованность подходов различных стран в вопросах выбора целей, путей и средств цивилизационного развития.
Ключевые слова: информационное общество, культура, цивилизация, развитие, когнитивный континиум.

Медиаконвергенция как процесс интеграции медийных инноваций в сетевое сообщество
МОЛЧАНОВА Ольга Ильинична

В данной статье рассматривается тема медиаконвергенции в социальном аспекте. Целью исследования выступает выявление тенденций, проблем и перспектив данного уникального явления. Методика исследования опиралась на обобщение теоретического и практического материала, структурирование имеющихся сведений, а также метод экспертной оценки, что позволило получить данные для обоснования выводов исследования о медиаконвергенции как процессе интеграции медийных инноваций в сетевое сообщество. Результатом медиаконвергенции можно назвать три формирующихся тренда: мультимедийный продукт, гипертекстуальность и новые медиа. Новые медиа создали и продолжают формировать коммуникативную социальную модель. Медийные инновации приводят к новым формам и способам подачи информации, влияют на ее восприятие, мышление потребителей в целом, актуализируя социальный аспект процессов медиаконвергенции.
Ключевые слова: медиаконвергенция, интеграция медийных инноваций, новые медиа, мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность.

Информационные телепрограммы в формате «breaking news»: композиция, технология и особенности медиавосприятия
ЕФАНОВ Александр Александрович

В статье проводится научное осмысление «breaking news» как особого формата информационных программ на телевидении. Композиционно информационные телепрограммы в формате «breaking news» строятся по принципу нарратива. В своих дискурсивных стратегиях журналисты сочетают прямое «жесткое» информирование и риторику скорби. Результаты авторского онлайн-опроса «”Breaking news”: феномен медиавосприятия» (n=400) подтвердили, что наибольшую обеспокоенность и тревожность у аудитории вызывают новости о чрезвычайных происшествиях. При этом информацию о них респонденты стремятся получать посредством телевидения. Что касается социальных эффектов от новостей в формате «breaking news», большинство опрошенных описывали свои реакции как ужас. Подобные сильные реакции возникают в результате оперирования технологией инфофриллинга.
Ключевые слова: breaking news, телевидение, информационные телепрограммы, медиавосприятие, инфофриллинг.

Пределы правового регулирования в цифровую эпоху
ДМИТРИК Николай Андреевич

В статье выявляются и рассматриваются четыре группы факторов, выступающих пределами государственного регулирования общественных отношений. К ним относятся однородность регулируемых отношений, познаваемость правил, установленных нормой, территориальная ограниченность государства и наличие частной жизни. Поскольку наличие таких пределов не учитывается господствующей в правовой науке позитивистской доктриной, это влечет проблемы как в правотворчестве, так и в правоприменении. В работе даются рекомендации по преодолению возникающих проблем на основе поддержания баланса интересов сторон отношений.
Ключевые слова: пределы правового регулирования, механизм правового регулирования, персональные данные, неприкосновенность частной жизни, позитивизм.

Адаптивный контекстно-тематический машинный перевод
ГОЛЬДРЕЕР Михаил Маркович

В данной статье показана предыстория создания и преимущества будущего применения изобретения под названием "Адаптивный контекстно-тематический машинный перевод" (номер патента 2628202). Показаны особенности и преимущества данной методики.
Ключевые слова: иностранные языки, переводы, контекстно-тематический перевод, патенты.

Паломничество и религиозный туризм в информационном обществе
ФЕДОРОВА Марина Владимировна

В статье рассматривается состояние паломнической традиции и религиозного туризма в информационном обществе. Формируемый в новых цивилизационных условиях новый тип религиозности деформирует паломническую традицию, включает ее в сферу туристской индустрии. Помимо изменения статуса паломничества в информационном обществе, оформляются и новые виды религиозного туризма. В данной статье предлагается анализ одного из них, который мы предлагаем называть «религиозно-симуляционный туризм».
Ключевые слова: информационное общество, новая религиозность, паломничество, религиозный туризм, светское паломничество, эзотерический туризма, религиозно-симуляционный туризм.