Издается с 1989 г.

ISSN 1606-1330 (печ.)  ISSN 1605-9921 (эл.)

 

Информационное общество, 2018 год, выпуск 4-5

Ключевые слова и аннотации

Цифровизация экономики, политики, гражданского общества: ключевые тенденции и коммуникационные технологии
ЧИЖОВ Дмитрий Вячеславович

В статье приводится краткий анализ основных трендов, связанных с цифровизацией в экономической, политической, общественной сферах. Определяются стратегические документы, обуславливающие развитие этих процессов в России. Изучаются тенденции по реализации концепции электронного правительства, использованию интернет-коммуникаций в деятельности политических партий, публичных политиков, институтов гражданского общества.
Ключевые слова: Цифровизация, цифровая экономика, электронное правительство, социальные сети, новые медиа, гражданское общество, блокчейн, большие данные (Big data), интернет-коммуникации, таргетирование, цифровое доверие, цифровые следы, криптовалюта, облачные технологии, фейкньюс, краудфандинг, акселератор.

От общества знаний к обществу пост-правды: чепуха как социально-философская категория
Голубинская Анастасия Валерьевна

Чепуха редко выступает предметом философского анализа. Вероятно, потому что сам термин интуитивно связан с чем-то незначительным, не требующим внимания. Однако, явление чепухи в современном обществе явно заслуживает большего внимания, попытка обосновать которое является целью данной работы. Объектом исследования является концепция чепухи как социально-философской характеристики общества, предметом – её проявления в условиях информационного общества. В статье описаны основные направления измерения чепухи как социального феномена, предложено уточнение её специфической характеристики; сформулированы предположения о том, как современные информационно-коммуникативные технологии влияют на положение и принятие субъектом чепухи и какие из этих тенденций прослеживаются уже сегодня.
Ключевые слова: чепуха, пост-истина, пост-правда, постфактуализм, конвенциональная чепуха, общество знаний, общество чепухи.

Перспективы использования почтовых сервисов и активов в проектах Умный город
КОНОНОВА Ольга Витальевна, ПАВЛОВСКАЯ Мария Александровна

В статье обосновывается возможность участия Почты в проектах «Умный город» за счет интеграции информационных систем умного города и активов почтовых служб для сбора городских данных и поддержки информационных процессов, присущих городскому хозяйству на стадии информационного общества. Интеграция позволит улучшить результаты управления умным городом и оказание муниципальных услуг гражданам за счет использования почтовыми службами технологий, лежащих в основе цифровой экономики. Переход почтовых ведомств разных стран и Почты России на предоставление цифровых услуг определяет их готовность стать полноправными участниками проектов «Умный город», запущенных по всему миру. С целью обоснования актуальности исследования, выявления мнений граждан в отношении к проектам «Умный город», участию Почты России в подобных проектах авторами приведены результаты анализа международных источников и онлайн опроса граждан РФ. Опрос выявляет отношение респондентов использованию цифровых технологий, интернета вещей (IoT) в городских инициативах, оценку потенциала Почты России в реализации проектов "Умный город".
Ключевые слова: цифровая экономика, информационное общество, умный город, цифровые технологии, IoT, почтовая служба, Почта России, почтовые сервисы и активы.

Положение женщин как работников с семейными обязанностями на рынке труда в условиях современного информационного общества: Россия и Япония
МОСАКОВА Елизавета Александровна

В научной статье проводится сравнительный анализ занятости женщин на рынке труда Японии и России в условиях современного информационного общества. Показано, что в России в конце ХХ вв. доля женской рабочей силы и уровень экономической активности женщин были гораздо выше, чем в Японии. Однако, с учётом того, что в условиях информационного общества в течение последних нескольких десятилетий оба показателя растут, причем в Японии растёт более быстрыми темпами, чем в России, то прослеживается тенденция постепенного сближения значений соответствующих показателей для обеих стран. В результате, в скором будущем состав рабочей силы в обеих странах может стать гендерно паритетным. В связи с занятостью женщин на рынке труда особое внимание уделяется вопросам совмещения женщиной выполнения семейных и профессиональных обязанностей. Показано, что в условиях информационного общества, которое способствует развитию новых видов и форм занятости, в современной Японии проблема выбора семья и/или работа все ещё стоит особо остро, что негативным образом влияет на уровень экономической активности женщин. Однако существуют предпосылки для сглаживания «двугорбого» вида кривой занятости японских женщин и перехода к «европейской» модели в течение ближайших нескольких десятилетий. Отмечается, что в России влияние семейных обязанностей женщин на экономическую активность проявляется в значительно меньшей степени, по сравнению с Японией. Кроме того, особое внимание уделено и уровню образования. Показано, что в современном информационном обществе уровень образования российских и японских женщин не уступает значениям аналогичных показателей для мужчин. Однако женщины не являются полноценными участниками рынка труда в обеих странах. В России получение образования женщиной способствует преимущественно только успешному трудоустройству на рынке труда. В Японии в силу исторически сложившегося устойчивого гендерного распределения ролей нет объективных возможностей для реализации женщины на рынке труда. Обосновывается вывод о том, что дополнительный приток женщин в состав рабочей силы будет оказывать положительное влияние на результаты деятельности экономики. В Японии рост численности женщин на рынке труда может компенсировать снижение общего объёма рабочей силы в краткосрочном периоде. Однако это приведёт к продолжению снижения уровня рождаемости, что в долгосрочном периоде будет способствовать дальнейшему старению населения. В результате демографические и экономические проблемы приобретут самовоспроизводящийся характер.
Ключевые слова: рынок труда, информационное общество, женщины, рабочая сила, уровень занятости, образование, индекс гендерного неравенства, семейная занятость, профессиональная занятость, дети, цифровая экономика.

Особенности мотивации специалистов в области информационных технологий в Латвии
ГРИБАНОВА Светлана Павловна

В статье рассматриваются подходы к мотивации ИТ специалистов в современной Латвии в разрезе различных теорий, поколений, культур. Проводится классификация и оценка классических и современных теорий мотивации и оценивается их применимость к отрасли информационных и коммуникационных технологий. Выявляются противоречия между существующими исследованиями мотивации ИТ специалистов и общие закономерности процессов мотивации.
Ключевые слова: информационные технологии, мотивация, мотивационная система, поколение Y.

Научные заделы России по сквозным технологиям цифровой экономики
БАКАРОВ Амир Асхатович, ДЕВЯТКИН Дмитрий Алексеевич, ЕРШОВА Татьяна Викторовна, ТИХОМИРОВ Илья Александрович, ХОХЛОВ Юрий Евгеньевич

В работе предложен подход к анализу научных заделов России по сквозным технологиям цифровой экономики. Подход апробирован на примере сквозных технологий применительно к приоритетным отраслям экономики и предметным областям, которые определены программой «Цифровая экономика Российской Федерации». Выявлено существенное различие между Россией и миром в структуре и количестве научных заделов. Проведен детальный анализ публикационной активности по направлению «Нейротехнологии и искусственный интеллект», сделаны выводы относительно дальнейших направлений исследований.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая технология, сквозная технология, научный задел, наукометрический анализ.

Глобальные тенденции цифровой трансформации горнодобывающей и металлургической отраслей
РЕВЕНКО Николай Сергеевич

Цифровизация стала одним из главных условий и одновременно трендов мирового экономического развития. При этом ее развитие идет неравномерно в отдельных отраслях реального сектора экономики. В горнодобывающей и металлургических отраслях цифровая трансформация способствует повышению степени вертикальной интеграции, росту эффективности производства, однако несет новые экономические и социальные риски и вызовы.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, горнодобывающая отрасль, металлургия, глобальные тенденции.

Биткойн: генезис, практика и перспективы развития. ЧАСТЬ 1
БАУЭР Владимир Петрович, СМИРНОВ Владимир Васильевич

В статье дается краткий обзор ряда инноваций, не оцененных современниками достойно, и на их примере демонстрируется неотвратимость прогресса в цифровой экономике с использованием технологии блокчейна Биткойна. В данном контексте рассматриваются вопросы финансового мошенничества и изучаются аргументы противников криптовалют. Исследуются особенности централизации и децентрализации функций блокчейна Биткойна и вызванные этим факты монополизма на современном крипторынке. Обсуждаются подходы к определению цены Биткойна, а также проблемы сети блокчейна Биткойна и некоторые пути их решения. Показано, что данная сеть может развиваться как путем создания криптоплатформ с независимым консенсусом, так и за счет криптоплатформ, формирующих с ним общий майнинг.
Ключевые слова: традиции, прогресс, хедж-фонды, доллары США, биткойн, Блокчейн, криптовалюта, криптоплатформа, мошенничество, цифровая экономика, количественная теория денег.

Роль информации в обосновании климатических изменений и рисков: основные тенденции и прогноз
ЯШАЛОВА Наталья Николаевна, РУБАН Дмитрий Александрович

В статье проведена систематизация представлений о трех видах информации, имеющей непосредственное отношение к национальной политике в области изменения климата, а именно метеоинформации, климатической информации для социально-экономического планирования и исследовательских климатических данных.
Ключевые слова: информация, общество, информационное обслуживание, климат, погода, климатический риск, экономика.

Медиа и внимание аудитории: исследование феномена медийной популярности
НАЗАРОВ Михаил Михайлович

Проводится исследование феномена «двойных потерь» как устойчивой характеристики социального поведения в сфере массовых коммуникаций. Согласно одноименной концепции, существуют устойчивые закономерности структурирования медийной популярности - соотношения между регулярной (лояльной) и нерегулярной составляющими аудитории медиа. Показано, что «двойные потери» являются свойством конкурентной позиции малопопулярных медийных альтернатив по сравнению с более популярными медиа. Эмпирический анализ подтверждает справедливость представлений о феномене «двойных потерь» в связи со структурированием аудитории в национальном и тематическом сегментах современного российского ТВ ландшафта.
Ключевые слова: медиа, медийная популярность, двойные потери.

Диалог спортивного клуба с болельщиками: виртуальный кейс
Лекторова Юлия Юрьевна, Прудников Андрей Юрьевич

В условиях виртуализации медийного ландшафта стратегические коммуникации в спортивной сфере стремительно ориентируются на использование digital-технологий и современных веб-ресурсов. Эффективное управление виртуальными медиаресурсами становится условием присутствия спортивного клуба в информационной повестке и коммерционализации спортивного проекта. В данном исследовании представлена модель анализа ключевых показателей эффективности сайта спортивного клуба, из числа открытых и доступных для всех пользователей интернета.
Ключевые слова: спорт, KPI онлайн-коммуникации, официальный сайт спортивного клуба.