Издается с 1989 г.

ISSN 1606-1330 (печ.)  ISSN 1605-9921 (эл.)

 

Информационное общество, 2019 год, выпуск 3

Ключевые слова и аннотации

Феномен виртуальной этнической идентичности: области теоретического осмысления
ФЕДОРОВА Анна Александровна

В статье представлен обзор современных социологических подходов к определению понятия «виртуальная этническая идентичность». Приводится их классификация, основанная на ключевых аспектах применения виртуальной этничности в изучении информационного общества. Среди направлений теоретического осмысления последовательно описываются проблемы соотношения реальной и виртуальной этничности, виртуального национализма и этничности транснациональных сообществ.

Ключевые слова: виртуальная этническая идентичность, неоэтничность, транснационализм.

Векторы развития электронной электоральной демократии
ЧИЖОВ Дмитрий Вячеславович

В статье анализируются ключевые направления развития электронной электоральной демократии: развитие обоюдной цифровой транспарентности политических акторов и избирателей; индивидуализация цифрового маркетинга; рост значимости цифрового образа политика, особенно его неформальной компоненты; перспективы развития электронных систем голосования.

Ключевые слова: политические интернет-коммуникации, политические технологии, электоральная демократия, блокчейн, выборы, цифровизация, мобильные приложения, абсентеизм, политические акторы, избирательный процесс, цифровой образ, обоюдная цифровая транспарентность.

Социогуманитарные риски глобальной цифровизации общества
ЛИБИН Александр Викторович, ЛИБИНА Елена Владимировна, АРХИПОВА Надежда Ивановна, ПАВЛЕНКО Ольга Вячеславовна

Представлена концептуальная программа изучения последствий глобальной цифровизации всех сфер человеческой жизни в контексте распознавания и предупреждения социогуманитарных рисков, сопровождающих внедрение и распространение технологических инноваций. В основе новой парадигмы лежит концептуальное определение социогуманитарных рисков как философской категории, предполагающей четкую мировоззренческую и этическую позицию, а также  разработанное на основе вышеобозначенной концепции инструментальное определение социогуманитарных рисков как системы критериев и показателей, направленных на разработку комплексной оценки изменений образа жизни современного человека и общества в целом в результате инновационных технологических преобразований. Основным аналитическим методом является система критического мышления, лежащая в основе Совладающего Интеллекта как инструмента осмысления действительности и эффективного взаимодействия с миром в период жизненных кризисов. Первоочередной задачей при этом является разведение уровней сложности в оценке вероятности возникновения социогуманитарных рисков с целью выработки критериев дифференциации как нежелательных последствий, так и преимуществ цифровизации человеческого сообщества на основе доказательных социогуманитарных практик, формирующихся в сфере инновационных технологий как реакция на предполагаемые изменения.

Предлагаемая аналитическая модель Социогуманитарные риски глобальной цифровизации общества сфокусирована на тех аспектах жизнедеятельности человека и общества, которые имеют скорее социальную природу, в отличие от экономических, производственных и геополитических факторов, присущих человеческому сообществу. Этические или моральные дилеммы служат отправной точкой как в построении концептуальной схемы разрабатываемой модели, так и в обосновании инструментальных методов изучения социогуманитарных рисков, возникающих в результате цифровых трансформаций нашего общества.

Ключевые слова: социогуманитарные риски, глобальная цифровизация общества, предиктивная аналитика, искусственный интеллект, совладающий интеллект, аналитическая модель социогуманитарных рисков, права человека, этические дилеммы, уязвимые социальные группы.

«Группы смерти» и «колумбайн-сообщества» в онлайн-культуре и реальном социуме
БАЕВА Людмила Владимировна

Условия современной онлайн-культуры (электронной, цифровой, кибер) вызывают трансформации в важнейших сферах жизни человека, имеющих как позитивное, так и негативное, рискогенное воздействие. Значительную роль в формировании мировоззрения и социализации современной молодежи играют виртуальные сообщества, роль которых так же может быть неоднозначной. Виртуализация коммуникации и образа жизни человека создает комплекс угрожающих безопасности человека проблем, в том числе экзистенциальных и связанных с разочарованием в жизни, эскапизмом и бегством от реальности. Объектами данного исследования являются «группы смерти» (такие как «Синий кит», «Разбуди меня в 4.20» и их аналоги), ставшие популярными в социальных сетях в России с 2015 г., подталкивающие подростковую аудиторию к совершению самоубийств, а также так называемые «колумбайн-сообщества», пропагандирующие акты агрессии и убийств в учебных заведениях, совершаемые по аналогичному сценарию событий в американской школе Колумбайн в 1999 г. Актуализация исследования обусловлена серией терактов, совершенных в учебных заведениях в России в 2018 г., имеющих сходные механизмы и проявления. Эти события, как и предшествующие, связанные с серией суицидов подростков-«синих китов», вызвали широкий резонанс в обществе и повлекли за собой изменения в федеральном законодательстве, связанном с информационными ресурсами.

Ключевые слова: виртуальные сообщества, «группы смерти», «колумбайн-сообщества», суицид, преступления-копии, медиа, прайминг.

Использование информационных технологий для реализации модели смешанного обучения в высшем образовании
ЛЕОНОВА Людмила Аркадьевна, СУЧКОВА Екатерина Олеговна

Развитие информационных технологий открывает для преподавателей новые способы взаимодействия с учащимися. Массовые онлайн-курсы (МООС) и смешанное обучение (Blended Learning) являются новыми образовательными технологиями, получившими широкое распространение как на российском, так и на мировом рынке. Возможности и необходимость использования онлайн-образования в системе высшего образования России представляют собой актуальный исследовательский вопрос. В статье рассматриваются существующие возможности использования технологии онлайн-обучения в образовательном процессе, исследуется международный опыт, выделяются сильные и слабые стороны. Отдельное место уделено эмпирическому исследованию отношения студентов российского вуза к МООС.

Ключевые слова: высшее образование, онлайн-курс, МООС,  blended learning.

«Цифровизация» конституционного права: личные и политические права в информационном обществе
АФАНАСЬЕВ Сергей Дмитриевич, ШАТИЛИНА Анастасия Сергеевна

Развитие современного общества характеризуется значительным влиянием информационных технологий на все аспекты жизни человека, включая его основные конституционные права и свободы. В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения прав и свобод в цифровом мире. Выделены ключевые тенденции влияния цифрового мира на группу личных и политических прав человека.

Ключевые слова: конституционное право; цифровые права; личные права человека; политические права человека; реализация конституционных прав человека.

Информационно-коммуникационные барьеры в условиях медиаконвергенции и возможности их преодоления
МОЛЧАНОВА Ольга Ильинична

В статье рассматриваются информационно-коммуникационные барьеры, возникающие в коллективах современных медиа, и способы их преодоления, обосновывается понятие «информационно-коммуникационный барьер» и рассматриваются их виды, приводятся сводная таблица наиболее распространенных барьеров, а также результаты опроса сотрудников средств массовой информации Санкт-Петербурга на предмет выявления информационно-коммуникационных барьеров в редакционных коллективах и характера их дисфункционального воздействия.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные барьеры, преодоление барьеров, медиаконвергенция.

Влияние поколения Z на функционирование института медиа: прогностическая модель
ЕФАНОВ Александр Александрович, СТЕПАНЧЕНКО Владимир Анатольевич

В статье предлагается научное и прикладное обоснование современных трендов медиапотребления. Оперируя методом вторичного анализа данных, авторы выстраивают прогностическую модель функционирования института медиа под влиянием медиапредпочтений и медиаориентиров поколения Z – молодой аудитории (15-20 лет). Эксплицируются новые типы медийного производства: производители контента и распространители контента. Делается акцент на усиление персонализации контента, адресно удовлетворяющей интересы и запросы узких сегментов аудитории. Определяется, что «новый дивный мир» медиа потребует совсем иных профессиональных качеств от журналистов, которые должны будут иметь не только прикладные (основанные на творчестве), но и технические навыки, чтобы оставаться конкурентоспособными в современной технологической парадигме.

Ключевые слова: медиа, мультимедиа, трансмедиа, журналистика, телевидение, интернет, социальные сети, поколение Z.

Хакеры, цифровые активисты и блогеры: к вопросу привлечения к противодействию экстремистской и террористической деятельности в интернете
ВЛАДИМИРОВА Татьяна Валерьевна

Развитие технологий, используемых экстремистскими и террористическими группами, идет на опережение по сравнению с возможностями государственных спецслужб, занятых в противодействии информационным угрозам. В информационном противостоянии растет значение новых социальных групп. В противодействии информационным угрозам определенную роль должны играть представители социальных групп хакеров, блогеров и цифровых активистов. Автор предлагает более пристально отнестись к изучению особенностей деятельности хакеров, цифровых активистов и блогеров с тем, чтобы обратиться к разработке способов взаимодействия с ними с целью противодействия информационным угрозам национальной безопасности.

Ключевые слова: интернет, противодействие информационным угрозам, хакеры, цифровые активисты, блогеры, изучение особенностей новых социальных групп, национальная безопасность.