Проблемы и перспективы развития открытого дистанционного образования в условиях электронной культуры
Ключевые слова:
открытое и дистанционное образование (ODL), массовые открытые онлайн курсы (мassive оpen оnline сourses – MOOC), смешанное обучение (blended learning), электронная культура (е-сulture), медиа, ЮНЕСКО.Аннотация
Процесс развития электронной культуры, информатизации, глобализационной и технологической открытости коснулся даже тех областей, которые не менялись веками, например, систему образования. Сегодня она претерпевает существенные изменения, способные модифицировать ее сущность и функции. Открытое образование становится одним из проявлений электронной культуры. Мегатрендом в этой области является переход от традиционного образования к смешанному или открытому, дистанционному обучению. В статье исследуются возможности и риски, связанные с переходом к открытому дистанционному образованию, анализируются социальные и ценностные аспекты этой трансформации. Представлен обзор современного уровня развития открытого дистанционного образования в мире и России, анализируются специфические черты, характерные для европейской и азиатской систем открытого образования. Проведенный анализ показывает, что российская система дистанционного образования находится на начальном этапе развития: отсутствуют специализированные открытые университеты мирового уровня, а также международная сертификация качества имеющихся дистанционных программ. Особое внимание в статье уделено роли ЮНЕСКО в поддержке и продвижении открытого образования, создании правового и информационного поля для обеспечения его качества и доступности.