Креативность и избыточность информации: угроза выученной беспомощности или творческий ресурс?

Авторы

  • Евгений Николаевич Ивахненко Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
  • Мария Матвеевна Ковальзон Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Ключевые слова:

избыточная информация, креативность, выученная беспомощность, аутопоэзис, социальная эволюция, прожекторная теория, генеративность, адаптация-преадаптация, незавершенность

Аннотация

Основная идея статьи заключается в попытке показать, насколько избыточность информации коррелирует с креативным потенциалом субъекта-исследователя. Авторы предлагают читателю вникнуть в проблему «нераскрытого публичного знания» с нескольких сторон, последовательно отвечая на вопросы: насколько нейросети можно считать помощниками в раскрытии творческого потенциала исследователя? как «Прожекторная» теория познания Поппера подкрепляется аргументами творцов кибернетики второго порядка? почему избыточность информации оказалась критически важной в биологической и социальной эволюции? Статья подытоживается мыслью: наш разум – «незавершенный проект эволюции». В современных условиях он призван опираться на ИИ, а не подчиняться и не передавать ему свои полномочия.

Об авторах

Евгений Николаевич Ивахненко

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Философский факультет
Кафедра философии гуманитарных факультетов

Доктор философских наук, профессор

Мария Матвеевна Ковальзон

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Философский факультет
Кафедра философии гуманитарных факультетов
Доцент

Кандидат философских наук, доцент

Опубликован

31.08.2025

Как цитировать

Ивахненко, Е. Н., & Ковальзон, М. М. (2025). Креативность и избыточность информации: угроза выученной беспомощности или творческий ресурс?. Информационное общество, (4), 2-11. извлечено от http://infosoc.iis.ru/article/view/1421

Выпуск

Раздел

Фундаментальные исследования в сфере развития информационного общества