Обучение дата-грамотности: содержание и конкурентные преимущества образовательной программы

Авторы

  • Андрей Александрович Дерябин РАНХиГС
  • Александр Анатольевич Попов Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Ключевые слова:

дата-грамотность, наука о данных, машинное обучение, образовательные программы, дополнительное образование, анализ данных, data science, data literacy, искусственный интеллект, профориентация, информатика, обществознание

Аннотация

Представлен анализ зарубежного опыта и основных дискуссионных тем в разработке образовательных модулей  науки о данных и машинного обучения для подросткового и юношеского возраста. Особое внимание уделяется таким практическим аспектам разработки содержания обучения как использование аутентичных данных в процессе обучения и обеспечение релевантности данных интересам учащихся. Приводятся характеристики учебных данных с точки зрения их сложности и эффекта на дата-грамотность, критическое мышление и предметные знания учеников. Рассматриваются условия становления субъектности учащихся через культивирование активной позиции «дата-продюсера» в противоположность традиционным дисциплинарным образовательным подходам. Материалом для анализа послужили преимущественно публикации 2014-2020 годов в научных изданиях, индексируемых в базе данных Scopus. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Об авторах

Андрей Александрович Дерябин

РАНХиГС

Федеральный институт развития образования
Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей
Научный сотрудник

Александр Анатольевич Попов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Федеральный институт развития образования
Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей
Заведующий научно-исследовательским сектором «Открытое образование»

Московский городской педагогический университет
Институт системных проектов
Заведующий лабораторией компетентностных практик образования

Новосибирский государственный технический университет
Гуманитарный факультет
Профессор кафедры социологии и массовых коммуникаций

Доктор философских наук, доцент

Опубликован

28.02.2021

Как цитировать

Дерябин, А. А., & Попов, А. А. (2021). Обучение дата-грамотности: содержание и конкурентные преимущества образовательной программы. Информационное общество, (1), 21-29. извлечено от http://infosoc.iis.ru/article/view/553

Выпуск

Раздел

Образование в информационном обществе