Цифровые технологии и искусственный интеллект в высшем образовании: анализ степени влияния их использования

Авторы

  • Елена Евгеньевна Кабанова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ключевые слова:

высшее образование, искусственный интеллект, машинный интеллект, цифровая среда, информационно-коммуникационные технологии

Аннотация

Краеугольным камнем инновационных преобразований является не сама идея постоянного обновления как самоцели, а практически оправданного и целесообразного развития, частью которого является в настоящее время расширение применения цифровых технологий. Распространение современных информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта, должно обосновываться оценками эффективности его внедрения, что, например, представляют собой опросы организаций, использующих современные технологии в своей деятельности, либо иными методами оценки эффективности, характеризующими в целом рациональный подход. В работе описываются результаты использования цифровых технологий (в т.ч. искусственного интеллекта) в российских учреждениях высшего образования по данным опросов организаций данного профиля в 2022 г. Сравнительный анализ продемонстрировал, что сектор высшего образования находится в авангарде компаний, использующих наиболее передовые технологии, что, однако, не распространяется на направление подготовки кадров высшей квалификации. Однако наряду с достаточно высоким уровнем использования ИИ в секторе высшего образования, установлен факт невысокой эффективности применения искусственного интеллекта: почти 4/5 организаций по направлению ОКВЭД «высшее образование» отметили полное отсутствие положительного эффекта от внедрения цифровых технологий в своей деятельности. Аналогичная картина наблюдается и в секторе подготовки кадров высшей школы. Указанный факт связан с низким качеством предварительного анализа рациональности применения и выбора направления внедрения новых цифровых технологий, а также переоценённости их инновационного значения. Предлагается более осторожно и обоснованно подходить к вопросу внедрения тех или иных цифровых решений с целью исключения вероятности массового отказа организаций от их применения в силу низкой целесообразности и высокого уровня затрат на внедрение.

Об авторе

Елена Евгеньевна Кабанова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Доцент

Кандидат социологических наук

Опубликован

30.04.2025

Как цитировать

Кабанова, Е. Е. (2025). Цифровые технологии и искусственный интеллект в высшем образовании: анализ степени влияния их использования. Информационное общество, (2), 99-110. извлечено от http://infosoc.iis.ru/article/view/1227

Выпуск

Раздел

Образование в информационном обществе